Павловопосадские платки пользуются большой популярностью в мировой моде
Информационный портал Lady.mail.ru опубликовал у себя на странице интересную статью. Авторы рассказывают о последних модных тенденциях в современном мире. Сегодня традиционная русская одежда вошла в моду и завоевала сердца мировых звезд.
Еще десять лет назад кто-то мог бы счесть цветастый павловопосадский платок или пестрый кокошник абсолютным архаизмом, которому место в костюмерной фольклорного ансамбля. Но внезапно все изменилось: русскими платками, кокошниками и ушанками вдохновились мировые модельеры, и их начали носить зарубежные селебрити. В разное время в традиционных русских аксессуарах появлялись Гвен Стефани, Джаред Лето, Мила Йовович, Ева Мендес, Tyler, The Creator и другие звезды.
Вопреки распространенному мнению, шерстяная шаль с цветами и кистями — не исключительно русское изобретение. Такие аксессуары были очень популярны, в частности, в Испании еще в XVII столетии. Однако на русской почве они приобрели свой особенный колорит. В конце XVIII века крестьянин Иван Лабзин из подмосковного села Павлово (ныне Павловский Посад) основал платочную фабрику.
Спустя полвека его потомок, богатый купец и благотворитель Яков Лабзин, и его компаньон Василий Грязнов наладили на фабрике производство шерстяных шалей с набивным цветочным орнаментом, сейчас известных как павловопосадские платки. Эскизы рисунков для шалей, яркие и многообразные, создавали профессиональные художники.
Лабзин получил звание поставщика двора великой княгини Александры Петровны — жены сына Николая I, великого князя Николая Николаевича.
Шали не раз получали награды Всероссийских художественно-промышленных выставок, их писали на своих жанровых картинах художники — например, Борис Кустодиев и Лукиан Попов. Павловопосадские платки стали атрибутом респектабельной купеческой жизни, цыганской романтики загородных ресторанов вроде «Яра», где плясали цыганки и кутили скороспелые богачи, и, как ни странно, сдержанной прелести дворянского дачного быта. В обычной жизни такой аксессуар считался слишком броским для «женщины из общества», но прохладным вечером на даче она могла накинуть на плечи яркую шаль.
После революции платки в ярких цветах некоторое время пребывали в забвении: в городах их считали «мещанскими». Возродились они благодаря все тому же Славе Зайцеву, не раз включавшему павловопосадские шали и их мотивы в свои коллекции. На Западе про русские платки узнали после коллекции Ива Сен-Лорана Opéras-Ballets russes (сезон осень-зима 1976). Модели ходили по подиуму, набросив на плечи шали, чем-то напоминающие павловопосадские. После показа шерстяные платки с кистями стали одним из самых популярных у иностранных туристов сувениров из СССР.
С легкой руки Вячеслава Зайцева уже в 1980-е платки носили, не только накидывая на плечи и голову или по-цыгански стягивая на талии, но и шили из них одежду и аксессуары, например, отороченные мехом душегреи и рукавицы.
Среди знаменитых поклонников павловопосадского платка немало зарубежных звезд. В 2009 году все таблоиды обошла фотография гуляющей с детьми Гвен Стефани в накинутой на плечи черной шали с красными цветами. Актриса Мила Йовович вспомнила о своих русских корнях и выбрала красный платок. На талии, на цыганский или испанский лад, затянула павловопосадскую шаль актриса Ева Мендес, когда приезжала в Москву. Знаменитая оперная дива Анна Нетребко, хоть и не иностранка, но активно популяризирует платки с цветами среди зарубежных коллег, нередко появляясь в них даже на официальных мероприятиях.
Традиционная шаль с цветами и кистями стала источником вдохновения для современных российских дизайнеров аксессуаров: уже упомянутого Sirinbird, Radical Chic, olganikich. Платки этих брендов не цитируют буквально исторические павловопосадские образцы, но используют их мотивы.
Например, российская художница и дизайнер Ольга Никич, основательница бренда olganikich, специализирующегося на шелковых платках-каре, творчески переработала исторические мотивы для конкурсного проекта французского дома Hermès. Ее платок «Зеленая энергия», созданный специально для конкурса, был построен по принципу композиции павловопосадских платков.
«Чтобы придать дизайну более современное звучание, я нарушила принцип строгой симметрии аутентичной шали, а в качестве основного мотива выбрала не традиционную розу, а экзотический цветок маракуйи, что придает новое звучание классике. Кроме классического черного, у меня было три варианта фона: красный, зеленый и песочно-розовый», — рассказывает Ольга.
Жюри оценило творческий подход дизайнера к российским традициям: работа Никич вышла в финал конкурса, в котором участвовало несколько тысяч художников из разных стран.